Музыка прошлого года

Ещё одна статья про итоги прошлого года, более специализированная и скорее всего, ещё более скучная (списки мои, списочки).

Весь 2019-й я вёл таблицу в гугл доках, куда записывал новые альбомы, которые слушал. В лог попали только абсолютно новые для меня записи, или те, которые я успел основательно забыть, или те, что не слушал лет пять или больше.
Альбомы-филлеры, которые я люблю и часто слушаю между делом, не учитывались.

500 альбомов 2019-го

С десяток альбомов я не занёс в список потому что не смог дослушать (какой-нибудь убогий блэк-метал, или отбитая дэзуха, или невыносимое инди-брыньканье, или слишком концептуальная электронная музыка).

Впервые я попробовал вести список прослушанного примерно в 2014-м. Тогда я подошёл к делу обстоятельно, и кроме колонок Артист/Альбом/Год ввёл комплексную систему рейтинга: оценка состояла из нескольких параметров, которые указывались через дробь. Параметры, отдельный балл за каждый: оригинальность, совокупное качество (чтобы отделять, допустим, хорошо исполненные внутри одного жанра записи по оригинальности). Ещё один последний параметр уточнял, насколько бодр/внимателен я был на момент прослушивания (!).
Слишком запутанная система оценок всё в итоге и сгубила, я просто устал учитывать всё каждый раз и тратить время на то, чтобы добавить альбом в список.

Где-то в 16-м или 17-м я слушал много подборок по типу «топ прог-альбомов всех времён» или «must listen джазовые альбомы», и хотя было много интересного, я часто забывал, что уже прослушал и что понравилось.
История продолжилась в 2018-м, когда некоторые особо интересные альбомы я наконец решил записывать, чтобы не забыть и вернуться после.

В январе 19-го я подумал, что будет полезно прослушать топы альбомов года по жанрам, и это оказалось действительно так: я открыл для себя много хороших групп, о которых раньше не слышал или сознательно избегал.
Начав подозревать, что я что-то пропустил в интересных мне жанрах, я стал слушать топы из разных источников по разным годам — и мои подозрения оказались верными.
В то же время я подписался на разные каналы и агрегаторы новых альбомов, и количество новых записей, которые я слушаю, резко увеличилось.

По прослушанным альбомам я пробовал вести тред в твиттере, презирая стиль, в котором (нонейм-)знатоки пишут рецензии в телеграме — только мои собственные впечатления без претензии на объективную и высокоинтеллектуальную критику.
Это закончилось само собой без особого результата — отклик был околонулевой, а рассеянность по личному твиттеру сводила на нет мою цель вести лог систематизированно.
В итоге я оставил только приватную таблицу, куда пишу по сегодняшний день.

В таблицу я пишу дату, артиста и название плюс свою субъективную оценку + примечание, и иногда заметки на полях, вроде «послушать остальное».
Оценка простая 10-бальная, чтобы вместо 3+ писать 7, а вместо 5- писать 9.
Процесс максимально быстрый: прослушав альбом, я копирую название, открываю закладку с таблицей, делаю Ctrl+; для вставки текущей даты в ячейку, вставляю текст, дописываю год, свою заметку и оценку.
Готово, в совокупности это занимает не больше минуты-полторы.

«Продуктивность» прослушивания бывает разная: иногда в день влезает и пять альбомов (с перерывами на филлеры), иногда ни одного. На выходных новое почти не слушаю, только плейлисты с избранным. Почти всегда слушаю в Spotify, либо с жёсткого диска — то, чего нет в стриминге.

Киллер-фича всей затеи это фильтры: таблица это ведь база данных, так что можно собирать статистику вроде «топ месяца/года» или «все альбомы группы N» или «все альбомы, которые надо переслушать».

Что понравилось в 2019-м

Всего в таблицу попали 503 записи, в основном альбомы, иногда EP, исключительно редко — синглы. 14 альбомов с максимальной оценкой, 60 с оценкой 9.

Как видно, в личном топе нет почти никаких из актуальных альбомов, хотя в 2019-м я прослушал 104 альбома этого года. Ссылки ведут на YouTube.

ГруппаНазваниеГодЖанр
Shores of ElysiumVerminborne2019Техничный мелодик-дэз/металкор
RiversideWasteland2018Прог-рок/метал
The OceanPhanerozoic I: Palaeozoic2018Прог-метал, сладж, пост-метал
Rivers of NihilWhere Owls Know My Name2018Около-прог дэз-метал
SlugdgeEsoteric Malacology2018Около-прог дэз-метал
ObscuraDiluvium2018Около-прог техничный дэз-метал
CurrentsI Let the Devil In2018Прог-металкор
PersefoneAathma2017Около-прог мелодик-метал
ObscuraAkróasis2016Около-прог техничный дэз-метал
Jeff Lorber FusionGalaxy2012Смуз-джаз, поп-фьюжн
The Human AbstractDigital Veil2011Около-прог техничный мелодик-металкор
Lee MorganThe Sidewinder1964Джаз, хард-боп
John ColtraneGiant Steps1960Джаз, хард-боп
John ColtraneBlue Train1958Джаз, хард-боп

Главные открытия — это Obscura и Jeff Lorber (был на концертах обоих в 2019/20-х).
Obscura — это как если бы Cynic наелись озверина и заиграли бы прогрессив тех-дэт (конечно, вокодер).

Лорбер играет человеческий фьюжн: всё ещё достаточно вкусного outside-playing, при этом не с таким лишком, как у зубров типа Стерна или Холдсуорта (со всем уважением) и не пóшло, как принято думать о смуз-джазе.
Переоткрыл Колтрейна: эти альбомы я слушал и до этого, но вдруг понял только что.

The Human Abstract люблю давно, но со временем потерял из виду — эта группа уникальна и звучит аутентично: как будто классические музыканты сбежали из консерватории и узнали про метал-музыку (при этом без банальных симфо-подложек). Наткнулся снова, переслушал, и увековечил.

Currents просто ранили в сердце инструменталами, и я заслушивал их пластинку в плеере несколько недель.

Новый альбом Shores of Elysium я ждал около пяти лет, болея за парней на YouTube и в социалках, эта группа преступно и незаконно прозябает в безвестности при всей матёрости и мощи.

В топе есть пасхалки: парни из других моих любимых групп поют в фитах на альбомах The Ocean и Persefone. Вот эти ребята: Масвидал собственной персоной (Cynic) и Ренксе (Katatonia).

Другая музыка

Кратко о других хороших альбомах и новой музыке, которая понравилась.

  • Cheese People — Розовый цвет (2018). Слушал тысячу раз на репите, но пропуская пару треков, поэтому альбом не получил десятку. Непривычный для меня жанр, но я очарован вокалом и лаконичностью треков.
  • Альбомы Soilwork как бальзам на уши, если вдруг довелось послушать In Flames после 2010-х.
  • Architects — переслушал всю дискографию, несколько последних альбомов просто великие и бьют куда надо.
  • Открыл Dyscarnate. Время сурово качать головой в вагоне метро: мясное дробилово местами один в один с Dying Fetus, при этом попадаются более щадящие к слушателю бэнгеры.
  • Ghost Brigade — когда не хочется лишний раз трогать и так заслушанные до дыр альбомы Katatonia.
  • Paradise Lost — раскопал в нулевых золотую жилу, пытаясь найти всё тот же золотой стандарт, что задала для меня Katatonia альбомом The Great Cold Distance. PL не заменяет мне Кататонии, лишь где-то жанрово соприкасаясь, но всё же я полюбил эту группу за аутентичность и узнаваемый звук.
  • Lacuna Coil, как guilty pleasure.

Альбомы 2019

  • Born of Osiris — The Simulation. Ребятам снова не было стыдно выпустить пластинку в 26 минут, и назвать это альбомом. Послушать тоже не стыдно, альбом выдаёт то, что от него ожидаешь.
  • As I Lay Dying — Shaped by Fire. Праздник со слезами на глазах, как будто эпоха снова вернулась (ещё более любопытно было бы услышать новый Austrian Death Machine).
  • Soen — Lotus, до этого не особо придавал значения группе, а запись вышла вполне себе.
  • Stick Figure — World on Fire. Группа, у которой я когда-то внимательно прочесал все альбомы, и сохранил множество треков в специальный плейлист с регги. Новый альбом в моём вкусе, и с половину треков попала в избранное.
  • Ждал новые альбомы Shokran и Сергея Головина и не зря: матёрые работы, хороший звук.
  • Живой альбом Валерия Степанова приятно послушать и посмотреть — хороший, человеческий фьюжн на стиле.
  • Shrezzers выпустили дерзкую, техничную и красивую пластинку.
  • Sweet Hot Jazz Band ­— свинг по-русски, какой приятный сюрприз.
  • Nizkiz — Сомнамбула, классный поп-рок из Беларуси.

Кроме того, вышло много чего у известных групп, те же новые альбомы Tool или In Flames, но написать про это мне нечего.
Если придираться, то сильнее всего я был сбит с толку разве что пластинкой(ми) Масвидала, я ожидал чего-то другого.

Статистика Spotify

Spotify stats 2019

Топы от спотифая не так однозначны: почти всё, что туда попало — это альбомы-филлеры или треки из плейлистов с избранным, которые я слушаю в перерывах между новыми альбомами. Тем не менее, любопытно сохранить этот срез личной истории (от дэз-метала до русской попсы, от абстрактного рэпа до регги и аггротека).