Кратко про звук и педали, на которых играю. В конце ссылки на каналы, которые можно посмотреть, чтобы вкатиться в педали и гитарный звук.
Если бы у меня спросили совета:
- Вместо того, чтобы играть в [пиратский] софт с эмуляцией или морально устаревший транзисторный комбик — попробуйте в лампу или моделирующий комбик, это отвал башки
- Пробовали педали в транзисторный комбик и не понравилось — комбик продать, вернуться в начало списка
Во что играю
AMT M-lead
Ламповый предусилитель, эмулирующий Marshall JCM800. Работает на 12 вольтах и одной 12AX7 лампе, звучит довольно ярко. Спокойно раскачивает 12″ комбик в разрыв цепи.
С этого преампа я начал играть на лампе, попробовав ради интереса. По сравнению с софтом, в который я играл несколько лет до этого (а до этого годами в гитарный процессор BOSS GT-8), гитара стала более отзывчивой и детальной, я стал слышать оттенки звука, которых раньше не было. Через какое-то время, снова поиграв в софтовые процессоры типа Guitar Rig, я понял, что звук какой-то замыленный и немного отстаёт.
Уверен, что с половину эффекта это самоубеждение, но в любом случае, крутить настоящие ручки на разных железяках намного приятнее кликанья по пластмассовому UI.
AMT Pangaea CP-100
Плеер импульсов гитарных кабинетов, работает как кабсим, последнее звено в тракте педалборда. Делает свою работу; некоторые импульсы приходится сначала конвертировать в нужный формат фирменной утилитой. Удобно, что есть десктоп-клиент для настроек, эмуляция чистого канала (когда есть преамп, то уже не надо) и мощника (вот это всегда включено), нойз гейт на входе. Можно наложить базовую реверберацию, чтобы у сухого импульса появилось пространство. Брал именно этот плеер, потому что есть много хороших обзоров, а ещё очень маленькая задержка (1.2msec). Прошивка регулярно обновляется, какие-то баги исправляются.
Сначала Пангея проработала у меня всего пару недель, а потом перестала включаться. Мне её бесплатно поменяли на новую, после того, как я отправил своё устройство на склад произодителя в Италии. Времени ушло примерно с месяц, в поддержке оказались вменяемые люди.
TUBE15 Celestion
Ламповый комбарь на 15/1 Ватт, чьи потроха в лучших традициях склонировали с одного из комбиков Laney, и куда досыпали разных плюшек. Довольно громкий даже на одном ватте, что слегка фрустрирует — в квартире на полную на таком без последствий не сыграть, и кажется, что чего-то недополучаешь и не выжимаешь всё, что можно.
Мне звук нравится, не хуже, а местами и лучше связки ламповый преамп + IR-плеер. Есть мысль, что это отчасти из-за громкости (loud is more good), отчасти из-за того, что динамик, наконец, гитарный и имеет необходимую АЧХ в отличии от моих мониторов. Последние у меня меньшего диаметра, и работают в режиме FRFR для игры через импульсы. Плюс ко всему, настоящая пружина и разрыв цепи — кажется, харли бентон заслуживает всех хвалебных обзоров, что записали ютуберы.
Преамп от пангеи, к слову, в разрыв звучит очень громко, и проблема точно такая же: ручки гейна и громкости нежно скручиваются влево, куда-то около единицы.
Эффекты
Предыстория
Моей первой педалью был розовый перегруз от Behringer OD300, купил от безнадёги, когда был студентом. У эффекта был пластмассовый корпус, он ощущался совсем игрушечным и бестолковым. В мой дешёвый транзисторный комбик звучал, как полагается, отвратительно. Прошло много лет, прежде чем я преодолел это первое впечатление и вообще заинтересовался педалями. Комбик и педаль я в итоге продал следующему поколению с горящими глазами, готовыми снимать Арию и Метлу на чём угодно.
Потом мне в руки попал Metal Planet Distortion от Rocktron, в довесок к гитаре, что я купил в России через знакомых. Девайс уже серьёзнее, и способен изобразить типичный пережатый дисторшен с каких-нибудь метальных записей эпохи треша.
Впрочем, если сравнивать с Boss ML-2, перегруз кажется плоским, и проигрывающим боссовской педальке. Metal Core я также взял с рук в начале 10-х, почти не разбираясь в звуке, и надеясь, что так я оживлю свой тусклый перегруз, который терялся в общем грохоте на репетициях (а играли мы громкий метал). Тогда это помогло не сильно, а сейчас работает отлично под мой семиструнный шектер с датчиком от Fokin в бридже. Периодически, возникает мысль попробовать другие дисты, но для записи я всё равно делаю реампинг чистого сигнала, так что пока особой необходимости нет.
Boss TU-3
Хроматический тюнер, два выхода: первый в педалборд дальше, второй использую для записи чистого сигнала.
Вообще, самая первая педаль, которую я купил после переезда в Чехию и после отказа от гитарных процессоров и софтовой эмуляции. Необходимость появилась после того, как я начал играть бенды, а они не игрались.
Чтобы отрабатывать эти подтяжки, мне нужен был максимально быстро реагирующий девайс т.е. отображающий взятую ноту, который ещё при этом и пропускает звук. Продавец в музыкальном магазине всё не мог понять, зачем мне вообще нужно слушать звук, когда я пробовал педальки-тюнеры.
История продолжается до сих пор: бенды в начале шли тяжко и со слезами, а оказалось, что на обычной адекватной шестиструнной гитаре их делать намного легче, чем на семиструнном весле с расширенной мензурой и жёсткими струнами.
TC Electronic The Prophet Digital Delay
Один из самых доступных дилэев, при этом всё ещё не у самого дна рядом с китайскими эффектосодержащими изделиями.
По мне, слишком малая вариативность и довольно узкий спектр настроек, на которых я могу играть. Крутилка микса слишком сильно наваливает, настраивать эффект по милиметру раздражает.
Также цифра позволяет добиваться бесконечных психоделических стен повторов, это может занять на какое-то время.
Эта педаль — первый кандидат на замену.
Ibanez TS Mini
Мини-копия легендарной и самой популярной гитарной педали в мире. Делает свою работу, разве что я скручиваю тон, потому что кажется, что и датчики, и преамп черезчур яркие и насыщенные для моей гитары с бешеным выхлопом. Как самодостаточный овердрайв использую редко, зато педаль хорошо греет мой фузз и OCD.
Artec CPB-12 Power Brick
В один момент педалек стало много, и чтобы не полагаться на пару китайских БП, которые всю эту гирлянду обслуживали, я купил блок питания подороже. Кроме десятка 9-вольтовых входов, я планировал подключать в пару 12-вольтовых входов мой преамп и IR-плеер. Но после покупки оказалось, что импульсное питание лампового преампа при включении слишком нагружает мощный кирпич, и питание дёргается и остальные педали весело и предынфарктно мигают, включаясь и выключаясь по n раз в секунду, пока лампа не разгонится. В итоге, преамп так и остался на отдельном питании, остальные восемь педалей + Пангея на 12 вольтах работают нормально.
У БП есть синяя подсветка, толку от неё не мало (я прикрутил девайс под низ педалборда).
2020 и дальше
Как-то с удивлением наткнулся на ролик, где гитарист Katatonia рассказывает про свои педали. На педалборде оказались те же M-lead и мини TS что и у меня, плюс ещё несколько педалек из мини-серии Ibanez. Совпадение: группу Katatonia я люблю, она стабильно попадает в мои топы спотифая за год.
Начал брать педали на Reverb.com. В Чехию идут быстро, один раз даже за пару дней. Цены классные, всё, что я купил, в 1.5-2 дешевле новых педалей.
Ibanez SM7 Smash Box
Маленькое разочарование, даром что купил дёшево. Заказал после того, как посмотрел ролик на канале JHS про недорогие и интересные детали перегруза, ждал с энтузиазмом.
С моими гитарами звук слишком плоский, мой основной дисторшен BOSS ML-2 звучит жирнее и объёмнее. Если выкрутить все ручки вправо, получается что-то похожее на фузз, с чем можно даже поиграться.
Примечание: у SM7 есть потенциал для модификации, из педали можно сделать овердрайв, что-то подпаяв и перенаправив сигнал.
T-Rex Creamer
Полуаналоговый ревёрб, умеет пружину (блюз), комнату (подзвучить сухой кабинет и перегруз), и холл (для полётов в космос). Доволен: эффект аккуратный, на ручки реагирует мягко, так что не нужно точно целиться и не дышать потом на крутилки, как на дилэй от TC Electronic.
Эффект скорее базовый, имеет хорошие отзывы. Что означает полуаналоговый, написано на официальной страничке: сухой сигнал не проходит АЦ-преобразование, к нему подмешивается цифровой эффект.
BOSS CE-5
Come as you are: Классический хорус, на нём классно поиграть характерные риффы, а ещё отлично работает на каких-нибудь фьюжн-бэктреках, где можно дать аутсайд-игры и хроматики, и никто не заметит. Экстремальные настройки включают режим Джона Скофилда под веществами.
2021
OCD Fulltone
Попалась версия 1.4, которую купил на reverb.com у продавца из Украины. Опыт так себе: педаль прислали с заедающим тумблером, который нужно перепаять, а за растаможку (посылка из-за пределов ЕС) я отдал сверху ещё столько, что можно было взять новую в магазине (правда, официально продаются только более новые ревизии).
Версий этого овердрайва специалисты насчитывают на данный момент девять (!). Разумеется, у каждой свои нюансы, а у некоторых и заметно отличающийся звук.
Мои личные ощущения — здорово, великолепно. Вернул то, чего так не хватает при игре в чистый TubeScreamer, и то, что так просто было натыкать в софтовом процессоре. Сейчас это мой основной перегруз для соло. Обзор от мистера Сергея примерно о том же.
Electro Harmonix Nano Big Muff
Фузз моментально превращает всё, к чему прикасается, в дерзкий ррок и сладжевание. Получил что хотел, написал двести риффов в жанре «едем в монохроме в разбитом грузовичке по пустыне с танцующими девахами на капоте».
С разными гитарами звучит по разному, чаще использую с подогревом от овердрайвов, которые стоят в цепи до фузза, иначе под болванку бас+ударка звучит слишком тонко и не пробивается сквозь звук остальных инструментов.
Behringer HELLBABE HB01
На оригинальную квакушку от данлоп мне было жалко денег, поэтому я доверился хорошим обзорам и купил клон от Behringer. Квакушка звучит ровно как я себе представлял, но при записи кажется, что чего-то не хватает: мне нужно больше модуляции. Отзывы в интернете не могут врать, так что возможно, дело в моих настройках и порядке педалей.
Под педалью есть пружина, которая возвращает платформу назад, удобно это или нет, зависит от ситуации. Есть бустер, которым я не пользуюсь, а при записи было неудобно то, что модуляция в какой-то момент переключается на чистый звук. Соответствующий регулятор на днище я прокрутил отвёрткой, но в итоге всё равно пришлось прокладывать кусок ткани, чтобы педаль не качалась до самого низа.
Послушать, как звучит в деле, можно на соло в конце моего трека ниже.
Нонейм крыса с алиэкспресса
Proco Rat — легендарная педаль перегруза, одна из первых в своём роде. Это также означает, что внутри простая схема, с которой начинают многие DIY-щики и испортить что-то в ней сложно. Означает ли это, что можно взять самый дешёвый клон и не париться? Думаю, да: в дженерик сникерс коробочке ко мне приехал вполне адекватный девайс (конечно, за копейки). Перегруз скорее винтажный, играю, когда есть настроение, и когда нужен не такой ядерный хайгейн.
Ноги у этой покупки растут отсюда.
Что смотреть по гитарному звуку
- JHS Pedals — топ, лучший канал по педалям, ведёт сам босс JHS, большой энтузиаст и спец в электронике, даже шутки смешные (не шутка). Уровень любви к педалям: продал оригинальный Клон (!), чтобы снять мюзикл (!!) про историю педалей.
- That Pedal Show — более традиционный формат. Контент стремится к часовым обстоятельным видео с тестами всех видов гитар во все виды всех эффектов.
На русском могу советовать только
- Обзоры Табачникова, если конечно, организм принимает
- Канал HardSound — можно посмотреть плейлист с обучающими роликами, есть обзоры педалей
- Сообщество ВК Поясни за гитару — обзоры гитар и гитарных девайсов по вопросам из зрительного зала